Open menu

«Закон о лесной амнистии» направлен на защиту прав граждан, чьи объекты недвижимости расположены в лесной зоне

           Год назад вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г.      № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» (федеральный закон № 280-ФЗ). Закон был разработан под руководством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации – руководителя Росреестра Виктории Абрамченко.

В разговорной речи федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии». При этом стоит отметить, что данный закон никого не амнистирует. Его применение направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда. В частности, закон защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами лесных участков. Закон также защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельхозземлям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду. В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам. В качестве концептуального решения данной проблемы Закон № 280-ФЗ устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами. Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.

Наиболее важными для Росреестра направлениями реализации Закона № 280-ФЗ являются устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда, и исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.

Жители Верхневолжья при выявлении пересечений принадлежащих им на праве собственности земельных участков с лесным фондом могут обратиться в Управление Росреестра по Тверской области. Также в Росреестр поможет уточнить информацию об объекте, сведения о котором расходятся в ЕГРН и ГЛР. В свою очередь  Управление на плановой основе проводит работу по выявлению и устранению пересечений границ лесных участков с границами иных лесных участков или земельных участков других категорий земель. Такие действия по устранению пересечений осуществляются Управлением Росреестра по Тверской области самостоятельно без участия гражданина и без взимания какой-либо платы на основании статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «В рамках реализации Закона № 280-ФЗ в тверском регионе сформирован перечень пересекающихся земельных участков лесного фонда с земельными участками земель иных категорий. Согласно данному перечню на территории Тверской области выявлено 1166 таких земельных участков. И это если не брать в расчёт так называемые «скрытые» пересечения, которые могут быть выявлены только при обращении правообладателей с заявлением об уточнении границ своих земельных участков, т.е. при внесении в ЕГРН сведений о границах таких земельных участков. По результатам работы межрегиональной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров за год действия Закона № 280-ФЗ площадь земельных участков лесного фонда в ЕГРН уменьшилась более чем на 2,5 млн кв. м (250 гектар)».

 

Межведомственный обмен при государственной регистрации прав на недвижимость помогает гражданам избежать лишних финансовых издержек

 

        Управление Росреестра по Тверской области обращает внимание граждан и предпринимателей, что для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Росреестр необходимо предоставить заявление и пакет документов. С полным перечнем документов, необходимых для регистрации прав на недвижимость в зависимости от вида учётно-регистрационного действия можно ознакомиться на сайте Росреестра. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» запрещает требовать у заявителя дополнительные документы, которые не предусмотрены законом. Поэтому все остальные сведения, необходимые для оказания услуги, ведомство самостоятельно запрашивает в рамках межведомственного обмена. Это способствует сокращению срока оказания госуслуг, а также финансовых издержек граждан и организаций в процессе их получения.

 

Так, в пакет документов, необходимых для регистрации прав, не входит выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). При проведении правовой экспертизы Росреестр самостоятельно проверяет сведения об объекте недвижимости, на который регистрируются права, исходя из информации, содержащейся в ЕГРН на момент перехода права.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Владелец недвижимости, будь то физическое или юридическое лицо, может узнать информацию о принадлежащем ему объекте недвижимости с помощью сервисов Росреестра на сайте ведомства. Наиболее удобным сервисом является «Личный кабинет правообладателя», который размещен на главной странице сайта ведомства. Так, в личном кабинете собственник может получить информацию об основных характеристиках своей недвижимости: кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, а также сведения о правах (дате и номере регистрации), ограничениях и обременениях прав (в случае их наличия). В личном кабинете владелец может также подать заявление о невозможности проведения сделок с принадлежащей ему недвижимостью без его личного участия. Для входа в «Личный кабинет правообладателя» необходима авторизация с использованием учетной записи единого портала государственных услуг Российской Федерации. Кроме того, получить справочную информацию из ЕГРН об объектах недвижимости можно с помощью бесплатного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра».

Для юридических лиц для проведения регистрации прав не требуется также предоставлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Государственный регистратор прав обязан самостоятельно по системе межведомственного взаимодействия получить актуальные сведения из ЕГРЮЛ в целях обеспечения качества правовой экспертизы. Кроме того, в соответствии с законодательством, налоговые органы обязаны направлять в Росреестр сведения о внесении изменений в ЕГРЮЛ или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

 

 

Правовой ликбез в сфере недвижимости: учёт и регистрация таунхаусов

 

27 июля 2018 года – В последнее время в Управление Росреестра по Тверской области стали обращаться граждане, а также профессиональные участники рынка недвижимости с вопросами, связанными с постановкой на кадастровый учёт вновь построенных малоэтажных блокированных домов или так называемых таунхаусов. Об особенностях кадастрового учёта и регистрации прав на такие объекты недвижимости рассказывает начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Артём Воробьёв.

 

- Управлением Росреестра по Тверской области осуществляется государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на малоэтажные блокированные дома, в том числе созданные в рамках Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

 

В соответствии с данным законом передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить в Управление Росреестра по Тверской области заявление о государственном кадастровом учёте и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

 

Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

 

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учёт блоков в жилом доме блокированной застройки разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учёта. При этом каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

 

Государственная регистрация права собственности на блок жилого дома (таунхауса), созданного в рамках Закона о долевом участии, а также земельный участок, расположенный под ним, будет осуществляться на основании договора о долевом участии в строительстве и акта, подтверждающего передачу построенного объекта участнику долевого строительства.

 

Управление Росреестра по Тверской области

 

 

 

Что нужно знать правообладателям объектов культурного наследия

         Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что владение, пользование и распоряжение объектами культурного наследия в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В частности, собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство, в котором для собственника устанавливаются требования к использованию такого объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.

Начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Артём Воробьёв: «Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта. Арендаторы, наряду с собственниками, также обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника».

В случае если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нём, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, собственники и наниматели квартир в многоквартирных домах – объектах культурного наследия также обязаны выполнять требования по охранным обязательствам.

Одним из основных обязательств собственников объектов культурного наследия является проведение работ по сохранению такого объекта, включающих в себя ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта для современного использования или консервацию. Необходимо отметить, что любые ремонтные работы на объекте требуют согласования с госорганом в области охраны объектов культурного наследия, даже если, по мнению собственника или арендатора, они никак не затрагивают и не изменяют предмет охраны.

За нарушение вышеуказанных требований Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 15 тыс. до 100 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 300 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 1 млн. рублей.

Информация об объектах культурного наследия, их территориях и зонах направляется Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в Управление Росреестра по Тверской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Является ли по сведениям ЕГРН принадлежащий вам на праве собственности или аренды объект недвижимости объектом культурного наследия,  можно узнать, заказав выписку из ЕГРН об объекте недвижимого имущества. Для этого необходимо подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в один из филиалов многофункционального  центра предоставления государственных и муниципальных услуг, либо заполнить форму запроса, размещённую на официальном сайте Росреестра.

 

Совершенствование кадастровой деятельности

 

В Управлении Росреестра по Тверской области прошёл семинар кадастровых инженеров

 

7 июля на площадке Управления Росреестра по Тверской области прошёл консультационный семинар кадастровых инженеров. Темой мероприятия, организатором которого выступил Тверской филиал Ассоциации СРО «Кадастровые инженеры», стало совершенствование законодательства в сфере кадастрового учёта.

 

В семинаре приняли участие заместитель начальника Управления организации учётно-регистрационных действий ФГБУ «ФКП Росреестра» Максим Щукин, заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова, председатель Образовательно-методической коллегии Национального объединения кадастровых инженеров, генеральный директор Ассоциации СРО «Кадастровые инженеры» Марина Петрушина, член Экспертного совета Ассоциации СРО «Кадастровые инженеры» Евгений Лаврентьев, директор ГБУ Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» Ольга Новосёлова, начальники отделов Управления Росреестра по Тверской области и регионального филиала Федеральной кадастровой палаты.

 

Вопросы, вошедшие в программу семинара, касались новелл в сфере государственного кадастрового учёта объектов капитального строительства, перспектив законодательного развития в сфере земельно-имущественных отношений, систематизации нормативно-правовых актов в области кадастровых отношений. Также до участников семинара были доведены разъяснения (в том числе, Минэкономразвития России и Росреестра) актуальных нормативно-правовых актов. Кроме того, в ходе мероприятия присутствующие имели возможность задать интересующие их вопросы, связанные с различными проблемами в сфере кадастровой деятельности.

 

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Управление Росреестра по Тверской области всегда открыто для диалога с представителями кадастрового сообщества, повышение профессионализма которых – одна из целей проведения подобных мероприятий. Анализ и систематизация нормативно-правовых актов, представленные в ходе семинара, позволят кадастровым инженерам в дальнейшем избежать ошибок при выполнении ими кадастровых работ, что, в свою очередь, скажется на снижении показателей по приостановкам и отказам при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав».