Open menu

Установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников защитникам Отечества

 

Федеральным законом от 07.04.2020 № 112-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которыми установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников защитникам Отечества.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 243.4, устанавливающей уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за её пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвящённых дням воинской славы России (в том числе мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвящённых лицам, защищавшим Отечество или его интересы, в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов.

За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа до 3 млн. рублей, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

 

Увеличены размеры штрафов за административные правонарушения в области воинского учета

 

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 132-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесенными изменениями увеличены размеры нижних и верхних пределов штрафных санкций, а именно: теперь за правонарушения, установленные статьями 21.1 - 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф составит от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, за исключением правонарушения в виде несообщения руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом в военный комиссариат сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, при котором размер административного штрафа составит от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; за правонарушения, предусмотренные статьями 21.5 - 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размеры штрафов составят от пятисот рублей до 3 тысяч рублей.

 

Изменения вступили в силу с 5 мая 2020 года.

 

Об административной ответственности за распространение недостоверной информации — «фейков», в т.ч. о коронавирусе

 

В марте-апреле 2020 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был внесен ряд изменений, касающихся установления административной ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений.

Федеральным законом от 18.03.2020 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен новыми составами административных правонарушений. Так, ч. 9 ст. 13.15 предусмотрена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, — в виде административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Те же действия, но повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, — влечет, согласно ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ, наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

С 01 апреля 2020 года Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введены в действие части 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн. до 3 млн. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой (ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ).

Частью 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрено, что распространение заведомо недостоверной информации, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Согласно ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестисот тысяч до девятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации – «фейков», в т.ч. о коронавирусе

Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ введены в действие ст.ст.  207.1 и 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым к уголовно наказуемым деяниям отнесены публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан и публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия.

Согласно ст. 207.1 УК РФ публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
При этом обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 207.2 УК РФ публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 ст. 207.2 УК РФ предусматривает наказание за указанные деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия в виде штрафа в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Изменены основания проведения проверок в отношении в отношении малого и среднего бизнеса до конца 2020 года

 

01.04.2020 принят Федеральный закон № 98-ФЗ, которым введен мораторий на проведение проверок в отношении малого и среднего бизнеса до конца 2020 года. Исключение предусмотрено для внеплановых проверок, обусловленных наличием угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинением такого вреда, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также в текущем году в отношении указанной категории предпринимателей могут проводиться проверки в установленных Правительством РФ случаях. В настоящее время соответствующие проверки по поручению Правительства РФ проводятся Государственной инспекцией труда.

Плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат исключению из Сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год.

Для того чтобы воспользоваться мораторием хозяйствующий субъект должен быть включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого возложено на Федеральную налоговую службу России.

Проверить, относится ли общество к указанным категориям, возможно на сайте налоговой службы по электронному адресу https://rmsp.nalog.ru/.

В том случае, если организация соответствует критериям отнесения к малому или среднему бизнесу, но отсутствует в реестре, следует воспользоваться формой обратной связи, размещенной по указанному электронному адресу, для уточнения данных.

Проведение проверок с нарушением новых требований является грубым нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Председателя Правительства России от 18.03.2020 всем федеральным органам государственного контроля (надзора), включая налоговые органы, поручено приостановить до 01.05.2020 проведение проверок в отношении всех хозяйствующих субъектов, за исключением проверок, обусловленных причинением вреда жизни и здоровью граждан, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по отдельным поручениям Правительства РФ.

С учетом указанных поручений запланированные на апрель 2020 года плановые проверки подлежат исключению из Сводного плана проверок.

 

Утверждены Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно указанных Правил, при получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112".

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь; д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также при наличии документы, дающие право не соблюдать ограничения.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта; б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;
д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.

В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации: а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации; б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях; в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях; г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.

Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу и действует с 3 апреля 2020 года.

Внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

 

Федеральным законом от 01.04.2020 № 84-ФЗ внесены изменения в статьи 2, 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Правительство РФ будет устанавливать критерии и порядок отнесения организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, к теплосетевым организациям и транзитным организациям.

Кроме того, в законодательство, регулирующее отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, вводится понятие транзитной организации. Она будет осуществлять эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и (или) сооружений на них, а также оказывать услуги по транспортировке воды или сточных вод. Такая организация должна соответствовать утвержденным Правительством РФ критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных или канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям.

Оказание услуг по передаче тепловой энергии организациями, не соответствующими критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, осуществляется в порядке, действующем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, до даты окончания текущего периода регулирования, установленного для указанных организаций, но не позднее 31.12.2021.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.04.2020, и вступил в силу в этот же день, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.01.2021.

 

Об ответственности за нарушения карантинного режима

 

За нарушения карантинного режима предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ внесены изменения в статью 6.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанная норма дополнена новыми частями.

Речь идет о нарушениях действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления карантина.

Предусмотрена ответственность в виде штрафа для граждан - от 15 тысяч до 40 тысяч рублей, для должностных лиц – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, для юридических лиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. В отношении предпринимателей и организаций вместо штрафа могут применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате таких нарушений причинен  вред здоровью или наступила смерть человека (при отсутствии признаков преступления) штрафы для граждан составят от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – от  300 тысяч до 500 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет), для индивидуальных предпринимателей – от 500 тысяч до 1  миллиона рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (или  административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). 

Уголовная ответственность за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ, санкция которой предусматривает наказание вплоть до реального лишения свободы. Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ наказание за данное преступление усилено.

В новой редакции нарушители санитарно-эпидемиологических правил, если их действия повлекли по неосторожности массовое заболевание людей, будут наказываться штрафом от 500 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период от одного года до восемнадцати месяцев. 

В качестве самого строгого наказания новым законом предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет. 

Аналогичные действия, которые повлекут по неосторожности смерть человека, либо если они сопряжены с умышленным созданием угрозы массового заболевания людей, будут караться штрафом от 1 млн до 2 млн рублей, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, приведших по неосторожности к смерти двух и более лиц, грозит виновнику принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо лишением свободы сроком от пяти до семи лет.

Согласно гражданскому законодательству за причинение вреда личности или имуществу гражданина, а также вследствие причинения вреда имуществу юридического лица предусмотрена гражданско-правовая ответственность             (ст. ст. 150 - 152 Гражданского кодекса РФ и глава 59 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, при уклонении гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, он может быть принудительно госпитализирован по решению суда.

Правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.