Open menu

В Тверской области в результате завершения комплексных кадастровых работ в ЕГРН внесены сведения в отношении почти 10 тыс. объектов недвижимости

 

Проведение комплексных кадастровых работ (ККР) в тверском регионе началось в апреле 2021 года. Выполнение работ велось в Бежецком, Ржевском районах, а также Удомельском городском округе непосредственно на территории садоводческих товариществ и населенных пунктов. Заказчиками выполнения работ выступили администрации данных муниципальных образований. Исполнителями комплексных кадастровых работ стали кадастровые инженеры.

 

В рамках ККР проводилось уточнение местоположения границ земельных участков, расположенных на территории 89 кадастровых кварталов, установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправление реестровых ошибок.

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В результате проведения комплексных кадастровых работ уточнены границы более           7 тысяч земельных участков, причём их владельцы смогли сэкономить свои денежные средства, поскольку все работы осуществлялись за счёт федерального и регионального бюджетов. В целом же, по завершению ККР в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения в отношении почти 10 тысяч объектов. Стоит отметить, что в тверском регионе комплексные кадастровые работы проводились впервые, но, несмотря на это, всё выполнено в срок и в полном объёме».

 

В 2022 году в Тверской области также планируется проведение комплексных кадастровых работ, но уже на территории Вышневолоцкого, Бологовского и Калязинского районов. Это особенно важно для тех правообладателей земельных участков, кем по тем или иным причинам до сих пор не было проведено межевание, а также существуют какие-либо споры относительно границ земельных участков с соседями.

 

Напомним, что выполнение ККР на территории Тверской области стало возможным вследствие заключения соглашения в конце августа 2020 года между Росреестром и Правительством Тверской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на проведение комплексных кадастровых работ в 2021-2023 годах.


 

Тверским Росреестром в ЕГРН внесены недостающие сведения, необходимые для определения кадастровой стоимости более 10,7 тыс. объектов недвижимости

Такая цифра была озвучена в ходе тематического семинара-совещания, организованного Управлением Росреестра по Тверской области и посвященного подведению предварительных итогов работы за 2021 год. В мероприятии приняли участие руководство Управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, начальники отделов аппарата Управления и его территориальных отделов Управления.

Обсуждая результаты работ по реализации дорожной карты "Наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями", заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ольга Новоселова отметила, что в настоящее время можно говорить о завершении работ по первому подпроекту дорожной карты по внесению в ЕГРН сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, поскольку его реализация рассчитана до 31 декабря 2021 года. "Во взаимодействии с филиалом кадастровой палаты нами обработаны перечни объектов недвижимости с отсутствующими характеристиками, которые приводят к невозможности определения кадастровой стоимости - это вид разрешенного использования земельных участков, категория земель и назначение объектов капитального строительства, - пояснила Ольга Новоселова. - На сегодняшний день эти работы выполнены на 100%, результатом чего стало внесение в ЕГРН недостающих сведений о более чем 10,7 тыс. объектов недвижимости".

Напомним, наполнение Единого государственного реестра недвижимости недостающими сведениями является одним из приоритетных направлений работы Росреестра. В целях реализации данного проекта Росреестр утвердил дорожные карты с субъектами Российской Федерации, в том числе и с Тверской областью. Региональная дорожная карта состоит из 7 основных подпроектов, к числу которых относится внесение в ЕГРН сведений необходимых для определения кадастровой стоимости, внесение в ЕГРН сведений об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости, организация комплексных кадастровых работ с привлечением средств  федерального бюджета и др.

Что касается промежуточных итогов работы по внесению в ЕГРН сведений об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости, то на 1 декабря тверским Росреестром по данному направлению отработано порядка 40 тыс. объектов. Данная работа ведется, в том числе, в рамках реализации федерального закона №518-ФЗ, в соответствии с которым обязанность по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости возложена органы местного самоуправления. В настоящее время в ЕГРН отсутствуют права в отношении 367,6 тыс. объектов недвижимости, расположенных в Тверской области, что составляет 16,3 % от их общего количества.

 

"Все мероприятия, предусмотренные дорожной картой, направлены на обеспечение полноты и качества данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Нашей основной задачей является обеспечить их беспрепятственное проведение и завершение в установленные сроки", - отметил руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов.

Другие вопросы, рассмотренные в ходе мероприятия, были посвящены правоприменительной практике осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля с учетом последних изменений в законодательстве, а также итогам рассмотрения обращений граждан за 2021 год.

Завершился семинар-совещание вручением наград сотрудникам тверского Росреестра и филиала кадастровой палаты, признанным лучшими по итогам работы за 2021 год.


 

Правительство РФ утвердило государственную программу «Национальная система пространственных данных»

 

Госпрограмма направлена на создание и развитие системы пространственных данных в стране.

 

Ранее Правительство РФ включило формирование Национальной системы пространственных данных (НСПД) в перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года по направлению «Строительство» с целью обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан.

 

Программа направлена на достижение четырёх стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, интегрированного с региональными информационными системами, обеспечение полноты и качества сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), достижение «цифровой зрелости» ведомства, повышение качества госуслуг и сервисов Росреестра в интересах социально-экономического развития страны и людей.

 

Как отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, создание и развитие НСПД является неотъемлемой частью и инструментом пространственного развития.

 

«Программа впервые за многие годы предлагает комплексный подход. Будут созданы единая федеральная сеть геодезических станций, мультимасштабная карта страны, полный и точный реестр недвижимости, цифровая платформа пространственных данных, вовлечены в оборот новые земли для жилищного строительства. На этой базе появятся новые сервисы для поиска и предоставления земли, сократятся сроки кадастрового учёта и регистрации прав. Без этого невозможно прорывное развитие территорий, реализация общенациональных проектов в сфере строительства и недвижимости, улучшение жилищных условий каждого россиянина», - сказал Марат Хуснуллин.

 

По словам руководителя Росреестра Олега Скуфинского, НСПД должна стать эффективным механизмом решения проблем отрасли, драйвером ее развития.

 

«До сих пор не решены проблемы разрозненности пространственных данных, импортозамещения и создания юридически значимой картографической основы. Нет инструментов оперативного получения комплексных сведений о земле и недвижимости в режиме одного окна. Создание НСПД позволит объединить и структурировать пространственные данные, обеспечить их доступность для граждан, бизнеса и государственных органов, проявить экономический потенциал территорий. По сути, мы создадим платформу для принятия эффективных управленческих решений по развитию территорий и оказанию государственных услуг для людей на новом качественном уровне», - отметил глава ведомства.

 

В частности, к концу 2030 года планируется увеличить долю электронных услуг по кадастровому учету и регистрации прав до 95%, сократить срок осуществления кадастрового учета и регистрации прав до одного дня, обеспечить полноту и качество сведений в Едином государственном реестре недвижимости в объеме 95%.

 

Первым шагом к созданию НСПД стала реализация эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Он проводится в 2021 году по поручению Правительства РФ в четырех пилотных регионах – в Республике Татарстан, Иркутской области, в Пермском и Краснодарском краях. Проект призван объединить разрозненные ресурсы, содержащиеся в информационных системах государственных и муниципальных органов власти, систематизировать и исключить их дублирование. За счет этого поиск актуальной информации о земле и недвижимости станет проще и доступнее для людей, повысится эффективность управленческих решений, полнота и точность данных.

 

В рамках эксперимента разработаны новые удобные сервисы по упрощенному оформлению земельных участков для граждан и бизнеса, массовому выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, а также аналитический сервис для анализа использования и состояния земель.

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Коллеги из регионов, где в настоящее время реализуется эксперимент по созданию ЕИР, уже сейчас констатируют положительный эффект, который выражается, в первую очередь, в сокращении сроков учетно-регистрационных действий, уменьшении количества реестровых ошибок и судебных споров, вовлечении в оборот земельных участков. В свою очередь, создание ЕИР в Тверской области станет тем инструментом, который поможет в полной мере удовлетворить запрос от бизнеса на получение полной и точной информации о земле, на аналитику, выявление свободных участков для застройки, анализ рынка недвижимости на основе пространственных данных».


Тверской Росреестр подвел предварительные итоги по работе с арбитражными управляющими

9 декабря в Управлении Росреестра по Тверской области состоялось публичное обсуждение результатов административной практики, сложившейся в отношении арбитражных управляющих в 2020-2021 годах. Мероприятие прошло в формате видео-конференцсвязи. До саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих доведена информация о часто допускаемых арбитражными управляющими нарушениях при проведении процедур банкротства должников, в том числе имеющих задолженность по заработной плате, об исключении из конкурсной массы денежных средств, носящих социальный характер, получаемых гражданином - должником на себя лично и на содержание иных лиц, о возможности проведения собраний кредиторов в форме заочного голосования.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Целью таких публичных обсуждений является информирование арбитражных управляющих о судебной оценке деятельности их коллег, осуществленной с отступлением от установленного порядка проведения процедур банкротства, и предупреждение совершения ими новых правонарушений. Таким образом, с одной стороны, мы подводим предварительные итоги деятельности по данному направлению, с другой - предпринимаем своего рода профилактические меры».

Несмотря на сложности 2020 года, возникшие из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в целом судебная арбитражная практика не приостанавливалась. На государственном уровне приняты меры, позволяющие в условиях временной самоизоляции, подавать документы в арбитражные суды неконтактным электронным способом, дистанционно участвовать в судебных заседаниях арбитражных судов. 

Особое внимание уделено проведению процедур банкротства должников с задолженностью по заработной плате. В тверском регионе в 2020-2021 годах предприятия-банкроты погасили задолженность по заработной плате в сумме более 105 млн.рублей. Вместе с тем, по предварительным данным только в 2021 году за отступление от порядка проведения процедур банкротства должников по заработной плате дисквалифицированы 2 арбитражных управляющих, оштрафованы 3 арбитражных управляющих, предупреждены 4 арбитражных управляющих, объявлено устное замечание 2 арбитражным управляющим.

В ходе мероприятия Управление напомнило позицию Верховного Суда Российской Федерации по вопросам проведения процедур банкротства граждан, направленную на снижение и минимизацию финансовой нагрузки на граждан-должников и неукоснительного соблюдения социальных прав не только самих должников, но и лиц, находящихся на их иждивении.

Кроме того, специалисты тверского Росреестра еще раз обратили внимание арбитражных управляющих на возможность проведения собраний кредиторов граждан-должников по инициативе арбитражных управляющих в форме заочного голосования. 

Качеству подготовки арбитражных управляющих Росреестр уделяет особое внимание. Ведомство регулярно заключает с образовательными учреждениями высшего профессионального образования соглашения в целях соблюдения требований федерального законодательства о подготовке, переподготовке и повышении квалификации арбитражных управляющих.

В настоящее время тверскими вузами, заключившими такие соглашения с Росреестром, являются Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия информационных технологий».

В 2021 году по результатам прохождения в Тверском государственном университете обучения по единой программе подготовке арбитражных управляющих экзамен сдали 3 человека, в предшествующие 3 года – 65 человек.


 

Росреестр: введены в эксплуатацию информационные системы, необходимые для создания Национальной системы пространственных данных

Росреестр ввел в эксплуатацию две государственные информационные системы, которые станут основой для построения и развития Национальной системы пространственных данных Российской Федерации. Это государственная информационная система ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и Федеральный портал пространственных данных (ГИС ФППД).

Системы созданы подведомственным Росреестру ФГБУ «Центр геодезии, картографии и пространственных данных» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Введенные в эксплуатацию информационные системы - основа для создания государственной цифровой геоплатформы и базовых сервисов на ее основе. Они предоставят необходимый функционал и сервисный инструментарий, с помощью которых органы власти, бизнес и граждане смогут оперативно получить доступ к ЕЭКО и материалам и данным Федерального портала пространственных данных. Это важнейший шаг на пути создания Национальной системы пространственных данных, которая позволит получать комплексные сведения о земле и недвижимости в режиме «одного окна», обеспечит эффективное развитие территорий и оказание качественных государственных услуг для людей. Уже сегодня посредством ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД органы государственной власти и муниципалитеты получат геоинформационную поддержку при принятии решений в сфере управления территориями и предоставления услуг населению», - сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

ЕЭКО представляет собой совокупность пространственных данных о всей территории России. По сути, создание ЕЭКО – это переход на отечественную юридически значимую подложку с метрически точными пространственными данными. В настоящее время она готова на 36,5% (плановое значение показателя на 31.12.2021 – 37,3%). С помощью ЕЭКО можно будет получать различную тематическую информацию (об инфраструктуре, населении, природе и т.д.), а также проводить мониторинг хозяйственной деятельности.

В федеральный фонд пространственных данных включаются пространственные данные и материалы, полученные в ходе геодезических и картографических работ.

Через личный кабинет ГИС ФППД реализованы возможности для подачи заявления о предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, сведений ЕЭКО и пространственных метаданных. Пользователь портала может производить расчет стоимости и осуществить оплату по заявлению, получить доступ к сведениям, подлежащим представлению с использованием координат.

В свою очередь, ГИС ЕЭКО позволяет создавать, обновлять и осуществлять мониторинг актуальности сведений единой электронной картографической основы и предоставлять ее всем заинтересованным лицам в различных форматах. В основе ГИС ЕЭКО лежит геоинформационная платформа, включённая в реестр программного обеспечения российского происхождения Минкомсвязи России.

Предполагается, что к 2023 году пространственные данные из ГИС ЕЭКО будут использовать 30 федеральных и 50 региональных органов исполнительной власти, а доля заявлений о предоставлении материалов федерального фонда пространственных данных, поступивших через ГИС ФППД, составит 90%.

«Сегодня одним из ключевых мероприятий в рамках стратегии Росреестра является создание единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных». Первым шагом стала реализация эксперимента по Единому ресурсу о земле и недвижимости. С учетом новых вызовов и клиентских запросов мы должны обеспечить доступность открытых пространственных данных о земле и недвижимости из различных информационных систем. Для этого необходимо объединить в единое платформенное решение такие данные. Создание и ввод в эксплуатацию ГИС ЕЭКО и ГИС ФППД ещё один элемент этой системы. Это результат комплексной работы по развитию отрасли геодезии и картографии. Мы поэтапно реализуем Концепцию цифровой трансформации ведомства. Создаём единую среду разработки, к этой задаче мы приступим в 2022 году, согласно плану», - заявила заместитель руководителя Елена Мартынова.

С учетом новых вызовов разрозненные данные из различных информационных систем должны быть объединены в единое платформенное решение, которым станет создание Национальной системы пространственных данных.

Официальный адрес ГИС ФППД - https://portal.fppd.cgkipd.ru/ . Подробно ознакомиться с услугами и сервисами, предоставляемыми с использованием систем, можно в разделе «О портале».


 

В Тверской области за 11 месяцев текущего года по запросам заявителей выдано почти 720 тыс. выписок из ЕГРН

 

За 11 месяцев 2021 года года из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) по запросам заявителей выдано почти 720 тыс. сведений, из них 86% (более 620 тыс. выписок) - в электронном виде.

 

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Перед покупкой квартиры, жилого дома, дачи или гаража в первую очередь необходимо проверить принадлежность выбранного объекта недвижимости продавцу. Единственный законный источник таких сведений – это выписка из Единого государственного реестра недвижимости. С её помощью можно узнать, кто является собственником недвижимости, установлены ли обременения прав или ограничения в использовании, получить сведения о правопритязаниях. Кроме того, выписки из ЕГРН необходимы для оформления наследства, завещания, ипотечного кредита, использования объекта в качестве залога, обращения в суд в целях защиты (оспаривания) прав на недвижимое имущество, а также для оказания множества государственных и муниципальных услуг».

 

Выписки из ЕГРН отличаются друг от друга содержанием, формой, стоимостью и способом их получения. Условно их можно разделить на сведения открытого и закрытого характера. Общедоступные (открытые) сведения вправе получить любые лица, сделав запрос о предоставлении сведений.

 

Наиболее распространенный вид запрашиваемых сведений – это выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Эта выписка подтверждает, что объект недвижимости прошёл кадастровый учёт, и регистрацию прав на него в соответствии с действующим законодательством. При формировании документа заполняется несколько разделов:

раздел 1 «Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости», где отражается информация о кадастровом номере, дате постановки на учёт, перечисляются основные характеристики: адрес, площадь, назначение, кадастровая стоимость и т.д.;

раздел 2 «Сведения о зарегистрированных правах, ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости» включает в себя информацию о правообладателях, видах прав, реквизитах регистрации (дата, номер), об ограничениях или обременениях прав;

разделы «Описание местоположения земельного участка», «Описание местоположения объекта недвижимости» и «План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа)» содержат графические сведения и заполняются в зависимости от вида объекта недвижимости, на который запрашиваются сведения в ЕГРН: земельный участок, помещение, здание и т.д.

 

Собственникам недвижимости или их законным представителям выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах интересна тем, что в ней содержится информация о документах, на основании которых зарегистрированы права.

 

Выписку об объекте недвижимости часто называют расширенной выпиской, поскольку в ней содержится наиболее полная информация о характеристиках объекта. Её состав предусматривает десять разделов и зависит от вида объекта недвижимости (земельный участок, помещение, здание и т.д.) и наличия сведений в ЕГРН.

 

Помимо общедоступной информации, которая включается в выписку об основных характеристиках и зарегистрированных правах, в полной выписке перечисляются все имеющиеся в базе данных дополнительные характеристики об объекте (кроме сведений о документах-основаниях регистрации прав). Наиболее востребованной информацией является графика (план, чертеж, схема) и описание местоположения границ объектов (координаты). Сведения о том, попадает ли земельный участок в границы территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территории, включена ли недвижимость в реестр объектов культурного наследия, установлен ли публичный сервитут, также можно узнать только с помощью выписки об объекте недвижимости. Еще одна особенность расширенной выписки – это сведения о правах, возникших на объект, но не зарегистрированных до 1999 года.

 

Директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области Александр Щерба: «Стоит отметить, что сведения из Единого государственного реестра недвижимости подлежат отображению на выписках только при наличии таких сведений в реестре недвижимости. Если информация для заполнения каких-либо разделов или граф отсутствует в базе данных, то эти разделы не заполняются. Например, если участок поставлен на кадастровый учет, в Росреестре зарегистрированы права на него, но межевание не проводилось. В этом случае информации для заполнения графических сведений нет, поэтому по запросу в виде выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах заявитель получит только 1 и 2 разделы. При этом в графе «Особые отметки» будет проставлена соответствующая запись, что сведения для заполнения раздела 3 отсутствуют, и граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

 

Еще один часто встречающийся вид общедоступных сведений ЕГРН – это выписка о переходе прав. С её помощью можно узнать историю владения объектом от первой регистрации прав до текущего владельца. Покупателю стоит насторожиться, если в отношении интересующего объекта недвижимости часто совершались сделки и сменялись собственники. Это может косвенно сообщать о скрытых проблемах, связанных с этим объектом.

 

Актуальные данные о кадастровой стоимости можно бесплатно узнать с помощью выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В ней отражаются расширенные сведения о величине стоимости на определённую дату, о датах утверждения и начале её применения, а также об акте, по которому была определена кадастровая стоимость. Эта выписка может быть полезна в целях налогообложения, а также для сравнения с рыночной стоимостью интересующего объекта.

 

Важно!

Выдачу любых сведений из ЕГРН в Тверской области осуществляет региональный филиал кадастровой палаты. Поэтому при возникновении каких-либо вопросов, связанных с получением данной услуги за разъяснениями следует обращаться по адресу: 170023,          г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8. Телефон: 8(4822) 36-04-50 (доб. 2206 или 2245). Адрес электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


 

Более 14 тысяч объектов недвижимости снято с кадастрового учёта в Тверской области

Процедура проведена в упрощённом порядке – без привлечения кадастровых инженеров.

С кадастрового учёта снимаются здания и сооружения, которые были разрушены и прекратили свое существование. Раньше, чтобы провести процедуру, владелец объекта вынужден был оплачивать услуги кадастрового инженера и обращаться в МФЦ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ольга Новосёлова: «Органы местного самоуправления Тверской области проводят работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Если в процессе такой работы устанавливается, что объект недвижимости прекратил существование, он может быть снят с кадастрового учёта по обращению органа власти. Это освобождает граждан от финансовой нагрузки, помогает актуализировать информацию в реестре недвижимости и исключает начисление налогов на несуществующие объекты».

Всего за 9 месяцев 2021 года тверским Росреестром с государственного кадастрового учета снято более 14 тыс. объектов недвижимости. Из них чуть более 3 тыс. - объекты капитального строительства и чуть более 11 тыс. – помещения.

Напомним, что вступивший в силу с 29 июня 2021 года федеральный закон     №518-ФЗ наделил органы власти полномочиями по выявлению правообладателей недвижимости, права на которую возникли до 1998 года. С указанной даты муниципалитеты самостоятельно анализируют сведения в своих архивах, запрашивают информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты информируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направляют в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

Данная мера направлена на защиту прав и имущественных интересов граждан, в том числе от мошеннических действий. Кроме того, это позволит внести в реестр недвижимости контактные данные правообладателей (адреса электронной почты, почтовые адреса).

Реализация закона не повлечет никаких санкций (штрафов) в отношении правообладателей, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в МФЦ с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, приложив к заявлению правоустанавливающий документ на объект недвижимости. При оформлении ранее возникших прав на объекты недвижимости госпошлина за их регистрацию не взимается.